Общественное объединение "За культурно-языковое равноправие"

Плод истины

Любая цивилизация живет по законам живого организма. Дух нации, программа ее развития реализуется через ее выдающихся представителей, помазанников, или как принято сейчас говорить пассионариев, они выступают зародышевыми клетками, которые формируют весь организм.

На двухгривеной купюре запечатлен Киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). С таким же правом Россияне могли поместить его на рубле или Белорусы на Зайчике -- Это наш общий предок, и он жив в своем творении. Слова его актуальны и сейчас они напоминают нам, что времени как такового нет, а есть лишь череда испытаний. Его послание не похоже на новогодние речи нынешних президентов. Но он знал о чем пишет и прошел суровую школу жизни, которую, пожалуй, мы можем только вообразить.

До нас дошли его мысли -- он, думал о душе, о вечной жизни. Минимум -- телу, максимум -- бессмертной душе. И выжил. И его потомки размножились в сотни раз за 1000 лет. Княжили в Москве, Минске и Киеве, освоили 1/6 часть суши. Создали великую культуру, и даже первыми вышли в космос.

"Всякое дерево познается по плоду." Сейчас, через тысячелетие, очевидно, что в послании Владимира Мономаха потомкам, запечатлена воля Творца. И не случайно шапка Мономаха стала символом Божественного происходжения власти помазанника.

Нет уже ни половцев ни хазар с которыми доводилось воевать князю, их культура утрачена. Они были подобны строителю возводившему свой дом на песке, и как значимо, что один из киевских князей Владимир Мономах возвел свой дом на твердом основании веры. И пока его завет для нас, что то значит -- значит и дом будет стоять.

Как пишет Карамзин в "Истории государства Российского": "Мономах спешил благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного. Причиною киевского мятежа было кажется, лихоимство евреев; вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными ростами. Мономах, желая облегчить судьбу недостаточных людей, собрал знатнейших бояр и тысячских, рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег, или капитала, -- и Мономах включил сей закон в Устав Ярославов.

Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство" утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей...

Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира Мономах утвердил свое могущество внутри государства.

Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скончался на 73 году от рождения, славный победами за русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы.

Всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. К счастию, сей остаток древности сохранился в одной летописи и достоин занять место в истории.

"Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего. Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил."

Великий князь говорит, что дед его, Ярослав, дал ему русское имя Владимира и христианское Василия, а отец и мать прозвание Мономаха, или Единоборца: для того ли, что Владимир действительно был по матери внук греческого царя Константина Мономаха, или в самой первой юности изъявлял особенную доблесть воинскую?

Описав в главных чертах, и по большой части словами Давида, красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: "О дети мои! хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной, Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник! Но я ответствовал: не могу забыть крестного целования.

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" -- и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, -- праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".

"Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас".

"Помилуй меня. Боже, ибо попрал меня человек; всякий день, нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше". "Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: "Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле". "Освободи меня от врагов моих. Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою". "Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость". "Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои". "Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду". "Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему", и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". "О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего" в ничтожной этой жизни. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, "очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела. Господа ради; лишаемый -- не мсти, ненавидимый -- люби, гонимый -- терпи, хулимый -- молчи, умертви грех". "Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу.

-- Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем. -- Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе. -- Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. -- Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев. -- В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. -- На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапно; для того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность, и рано садитесь на коней. -- Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца и посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте, ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу. -- Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. -- Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. -- Все хорошее, узнав, вы должны помнить; чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками, за что хвалят нас чужестранцы. Леность мать пороков -- берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне. -- Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! -- Потом садились думать с дружиною, или судить народ, или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо, не только человеку, но и зверям и птицам бог присудил отдыхать в час полуденный. -- Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя; не надеялся на посадников и бирючей; не давал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам назирал церковь и божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов".

Исчислив свои дела воинские, уже известные читателю, Владимир пишет далее: "Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках. -- Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде вечерен. -- Любя охоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах взял я диких коней вдруг по нескольку. Два раза буйвол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами; вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло; лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение божие надежнее человеческого.

Господь наш не человек, но Бог всей вселенной, -- что захочет, во мгновение ока все сотворит, -- и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? -- сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, -- другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей".

Как отметил Карамзин: "Без этого завещания, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешением собственного; и никто из древних князей не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил отечеству и добродетели".

Нам видится, что его завещание лучшее свидетельство того, что духовность это системообразующий "скелет" нации. Когда человек становится над природными инстинктами, когда побеждает праведность, выживаемость социума постепенно восстанавливается.

В момент кризиса и "один в поле воин", а два -- это уже войско. Состоится катастрофа или нет, может зависеть от единиц, но готовится многими.

Сергей Сафронов