Общественное объединение "За культурно-языковое равноправие"

Мракобесие на страницах газеты "Освіта"

Уважаемая редакция!

В№ 43-44 газеты «Освіта» от 5- 12 листопада опубликована удивительная статья Петра Щербаня, заслуженного учителя Украины, профессора « Як рятуватимемо Україну і мову її солов’їну?» При первом прочтении возникает ощущение, что это переложение на украинские реалии положений статьи из какого-то нацистского издания времен третьего Рейха, только изменены названия национальностей, языков и т.д. Как будто, какой-то Гаулейтер, склонный к занятию идеологией и теорией нацистского движения, излагает свои мысли.

русские идут

Первая часть статьи, в которой освещается общественно–политическое состояние Украины, носит какой-то параноидальный, апокалипсический оттенок - Украина гибнет, украинская государственность гибнет, украинская мова гибнет, украинская культура гибнет, украинская идея не овладела массами, националистические радикальные принципы не внедряются в жизнь. Виноваты во всем этом русские, евреи и антинациональные малороссы, захватившие власть. Демократическим путем (т.е. с помощью выборов) от них не избавиться, их слишком много. Во времена холодной войны в США раздувалась истерия по поводу возможной угрозы со стороны СССР. Эта истерия приводила к нарушению психики даже среди людей правящего класса. Так некий сенатор Форрестол, чье сознание полностью затуманилось в результате этой истерии, с воплем: «Русские идут!» выбросился из окна небоскреба.

вредоносные русские евреи и малороссы

Примерно такое же нагнетание страстей заметно и в статье профессора Щербаня. Чего стоит такой пассаж: «Про який український парламент і національне законодавство може йти мова, коли у Верховній Раді України абсолютна більшість депутатів є росіянами і євреями, мільйонерами і мільярдерами, а українців одиниці, та й ті роздріблені у різних фракціях і блоках.

Перевибори Верховної Ради, які уже неодноразово проводились і якими знову погрожує Президент, нічого і ніколи не давали і не дадуть. Тому що за національним складом майже половину громадян Української держави складають росіяни й антинаціональні малороси, а тому українці знову опиняться в меншості чи з перевагою в один голос. ..»

А где же инструкция по идентификации истинного арийца, то бишь украинца? Как производить измерение черепа, каков должен быть цвет глаз и волос, до какого колена должны быть прослежены предки с истинно арийской, то бишь украинской кровью? Итак, автор полагает, что истинные украинцы (по его классификации) составляют половину населения Украины. Так по какому праву професор Щербань считает, что одна половина граждан должна фактически силой навязать свои взгляды , мнения и идеологию другой половине? А что если эта другая половина народа имеет совершенно другие взгляды , отличные от взглядов профессора на то, какой должна быть Украина? Что если они считают, что Украина не должна быть фашистским государством, а должна быть европейским, правовым государством, где два наиболее распространенные языка должны иметь одинаковый статус, а в местах компактного проживання национальных меньшинств должны свободно развиваться их язык и культура? Автор полагает, что, например, русины в Закарпатье не имеют на это права? А что если эта половина народа выступает за союз с Россией, а нагнетание властями вражды к России считает делом антигосударственным и нарушающим интересы Украины? А, что если те, кого автор называет антинациональными малороссами, считают истинно антинацинальными именно радикальних националистов, к числу которых, несомненно относится професор Щербань.

состояние украинской нации

Почему? А потому, что они подрывают создание украинской нации, которая находится в стадии становлення и каковой пока фактически не существует. Вот что пишет академик Толочко: «расхожее выражение нашего президента - «моя нация» - может восприниматься разве что со значительной долей иронии. Нации нет. Ни украинской этнической, ни украинской политической. Можно говорить лишь о народе Украины, который представляет собой совокупность этнокультурных общностей с различными ценностными ориентациями. Эти ценностные ориентации различны у населения юго-востока, центра и запада страны. Никогда Украина не станет большим Донбассом, но никогда не станет и большой Галичиной» Таким образом, формирование политической украинской нации возможно только на основе компромисса, но не на основе грубого натиска, к которому призывает профессор Щербань. Население Юго-востока и Крыма никогда не подчинится насилию в сфере идеологии и языковой политики и даст такому насилию отпор, о чем поговорим ниже. Не может же высокообразованный автор быть приверженцем нелепой, отдающей средневековьем идеи создания моноэтничной и моноязычной политической нации и такого же государства. Это в многонациональной-то Украине!

откуда взялся на Украине русский язык?

Особое раздражение автора вызывает широкое распространение русского языка. Вот что пишет автор статьи: «Внаслідок розвитку антинаціональних суспільно-політичних подій, антиукраїнської політики комуністичної і ряду соціалістичних партій, Партії регіонів та інших проросійських партій і блоків, які не сприйняли українську мову як обов’язково державну в східних і південних регіонах та обласних і промислових центрах України, службово-робочою і побутовою мовою залишилась російська мова, яка утверджувалась імператорськими указами і радянськими постановами понад 350 років.

Особливу позицію в ставленні до українського народу, його незалежності, розвитку економіки, культури і державної мови займають росіяни, яких в Україні близько 10 мільйонів, що в радянські часи займались русифікацією українського народу та всіх галузей соціально-економічного розвитку, освіти і культури.»Здесь каждая фраза поражает своїй нелепостью, пока не поймешь, что высокобразованный автор рассчитывает на невежественного читателя. Вот автор пишет, что 350лет в Украине насаждался руський язык императорскими указами советскими постановлениями и т.д. По-видимому счет ведется от Переясловской Рады.Т.е. читатель может подумать, чтоУкраина вошла в состав русского государства такой по раз мерам, какие она имеет сейчас. Для существования государства, как минимум нужна территория. Территория- это как бы дом, в котором живет государство. После Переяславской Рады территория Украины представляла территорию нынешней Киевской области и части Черниговской. Такая себе маленькая хатка. Россия завоевала и присоединила Крым и южные степи, отобрала у Польши и присоединила Правобережную Украину. Получился уже большой дом. Это все восемнадцатый век. После гражданской войны большевики отдали Украине Слобожанщину и Донбасс (область Войска Донского).

Союз присоединил Западную Украину и Закарпатье. Это уже не хатка, а двухэтажный особняк. И сложила его по кирпичику Россия. И надо быть неблагодарными свиньями, чтобы с руганью набрасываться на того, кто предоставил тебе дом, в котором живешь. Для того чтобы понять, почему на юго-востоке Украины так распространен русский язык, придется вспомнить, как формировалась территория современной Украины. Начнем с юга. В Новороссии в 18 веке – это юг современной Украины, присоединенный Екатериной Великой, правительство раздает земли офицерам, солдатам, помещикам. Помещики переселяют сюда крестьян из своих российских имений. Значит, какой же размах приобрело это переселение русских крестьян из центральных областей России на пустующие, никем не заселенные земли юга Украины. Край бурно развивается. Потребность в рабочей силе в развивающейся экономике привлекают сюда тысячи беглых из России и Малороссии (вспомним «Беглые в Новороссии» Г.П. Данилевского.) Сюда устремляются из России раскольники. Конечно, сюда же переселяются тысячи людей из различных регионов Малороссии.

Таким образом, преобладание здесь русского языка абсолютно закономерно и исторически обосновано. Если говорить, что русский язык привнесен на эти земли извне, то это же можно сказать и об украинском. Необходимость определения статуса русского языка в этом регионе настолько очевидна, что не видеть этого могут только идеологически зашоренные люди.

Что же касается Крыма, то ситуация там настолько всем ясна и понятна, что нет смысла на ней останавливаться. В момент дарения Крыма Украине Хрущевым там ничего украинского и в микроскоп невозможно было обнаружить. Сработал принцип хозяйственной целесообразности без всякого учета этнографического и языкового фактора. Украинизировать Крым, действуя как слон в посудной лавке, крайне не продуктивно.
Часть территории современной Украины составляет т. н. Слободская Украина - Слобожанщина. В 17-18 в.в. это была историческая область России. Сюда бежали ополяченные малороссы из-под господства поляков. Московское правительство никого Польше не выдавало и наделяло их землей. И вот теперь потомки этих беженцев требуют, чтобы их язык имел статус государственного, а язык хозяев земли приютившей их предков исчез? По принципу - пусти за стол…

Донбасс начал формироваться как новая металлургическая и топливная база российской, империи с конца XVIII века, когда по указу Екатерины II были основаны Луганский завод и угольная ломка в урочище Лисичья балка. Сюда были переведены квалифицированные работники из Липецка и Петрозаводска. Для работ правительством были закуплены крестьяне у помещиков Тамбовской и Курской губерний. А сколько людей приехало на восстановление шахт и для работы на них после Великой Отечественной войны. Когда люди спускались в затопленные, разрушенные шахты от них не требовали знаний мовы. А теперь? А станицы донского казачества! В массовом сознании жителей Донбасса прочно утвердилось общественное мнение о необходимости официального украинско-русского двуязычия. При этом оно одинаково присуще как русским, так и украинцам. Вот почему так распространен русский язык в этих регионах, а не потому, что 10 миллионов злобных россиян русифицировали и русифицируют Украину. А что касается советских времен, то тогда абитуриентам надбавлялся балл, если он сдавал экзамен на украинском языке. В Харькове, например, только две газеты издавались на русском языке, остальные на украинском. Тогда подписка была обязательна. Как только люди стали голосовать рублем почти все газеты перешли на русский язык. Возвращение русских людей у своему родному языку на Украине это нормальный естественноисторический процесс. И никакие националистические профессора его не остановят. Таковы реалии.

каждому пенсионеру – учебник украинской мовы

Когда читаешь о том, какие же меры предлагает профессор Щербань для повсеместного внедрения нацоналистических принципов, то появляется ощущение, что это пародия, доведение до абсурда требований различных маргинальных националистических групп. Но нет. Автор пишет на полном серьезе. Почитайте, какие перлы публикует издание, рассчитанное на работников просвещения. Это в 21 веке! Автор статьи пишет: «Розробити новий «Закон про державну мову, яким позбавити громадянства і права займати державні посади та одержувати соціальні пільги осіб, які досконало не володіють державною мовою.» Только вдумайтесь, человек предлагает лишать гражданства тех., кто досконально не овладел украинским языком. Я думаю, что он когда это писал сам внутренне смеялся, настолько это предложение нелепо и провакационно. А представьте , что это требование узаконено. Какой взрыв негодованих оно вызовет у миллионов людей! А какова коррупционная составляющая у этого требования! Сколько миллионов гривен потечет в карманы чиновников, которые будут ведать выдачей этих справок или аттестатов о знании мовы? А что значит лишить социальных льгот тех., кто досконально не владеет украинским языком? Кто пользуется социальными льготами? Это инвалиды, ветераны Великой Отечественной Войны, дети войны и т.д. Вы представляете этих инвалидов и старушек сдающих экзамен по украинскому языку?

даешь цензуру!

«Преса, телебачення і система культури, якщо вони є дійсно українськими повинні відмовитись від пропаганди антиукраїнської ідеології, вульгаризованих російсько-мовних передач і публікацій. Антиукраїнські, проросійські і прокомуністичні органи преси і телебачення, які ведуть до розколу українського суспільства мають бути забороненими, як такі, що ображають і принижують честь і гідність українського народу, його історію і культуру.»

В сфере телевидения, прессы, культуры прфессор требует просто-напросто введения цензуры, что противоречит Конституции. Потом, кто же будет определять меру вредоносности публикаций, телепередач и т.п.? По-видимому, это будет профессор Щербань и другие радикальные националисты. Но ведь он сам признал, что они представляют только половину населения Украины. По какому праву они будут насильно навязывать свои принципы другой половине ? Возможно «русские, евреи и антинациональные малороссы», которые по словам самого професора, составляют половину населения, вовсе не желают националистической цензуры. Вообще-то украинская власть давно уже действует в духе требований професора Щербаня, так что он напрасно беспокоится. Описание всех пакостей, которые осуществляет власть в этих сферах, займет много места.. Это все знают. Самое последние - это отключение российских каналов и запрещение демонстрации фильма «Война 08 08 08» Но господа националисты забыли, что мы живем в 21 веке, что есть такие вещи как спутниковое телевидение и Интернет. Фильм уже посмотрели тысячи людей, в локальних сетях идет массовое скачивание его на диски двд, которые расходяться в тисячах же экземпляров. Напрасно запретили фильм. Это только вызвало повышенный интерес к нему.Так же и все ,что запретит професор Щербань и ему подобные будет вызывать повышенный интерес и люди будут стремиться достать, почитать, посмотреть все запрещенное.Люди же понимают, что если бы не было российских телеканалов, мы бы так и думали, что это Россия напала на Грузию, и не было никакай попытки осуществления грузинами геноцида южноосетинского народа. В.тот период, в августе брехня на украинских каналах лилась потоком..Националисты боятся правдивой информации. Отсюда и требование введения цензуры.

пубицистика как донос

В тридцатые годы в Союзе существовала форма публичного доноса в виде публицистической статьи. В таких статьях их авторы с гневом обрушувались на различные явления. общественной жизни, произведения искусства и т.д.прозрачно намекая НКВД, что это орудуют враги народа. Тем самым авторы этих статей показывали свою лояльность и устраняли конкурентов.

Вчитайтесь в следущее положение статьи професора Щербаня, не такой ли это вид публицистики?«Необхідно негайно припинити антиукраїнську історію в Криму, Києві, Одесі та обласних центрах східної України. Бо Україну може не оминути доля Грузії. И малодосвідченому політику зрозуміло, що підтримка Україною Грузії в конфлікті з Росією викликала невдоволення метрополії, яка дала команду п’ятій колоні, значна частина якої користується подвійним громадянством і показала свою підлу силу, створивши катастрофічні умови життя для майже всіх громадян України.»

кто разжигает сепаратизм?

Но ведь автор сам раздувает антиукраинскую истерию. Представьте, что где-то тлеют антиукраинские настроения, тлеют маленькие огоньки сепаратизма. И вдруг люди прочитают статью професора Щербаня. Ведь это все равно что охапка сухого хвороста, брошенного на эти огоньки. Пламя поднимется выше деревьев.Люди подумают: «Так вот что нам готовится! А вдруг первобытные люди действительно захватят власть? А вдруг это все начнет осуществляться? Нет, надо как-то дистанцироваться от этого государства.» Неужели професор Щербань, Тягнибок и представители других ультранационалистических , маргинальных группировок не понимают, что они и есть раздуватели сепаратизма и антиукраинских настроений? Что люди, которым дороги европейские цивилизационные стандарты с брезливостью смотрят на высказывания этих деятелей. Абсолютно непонятно, почему украинские власти и националистические силы усиленно пытаются вытолкнуть Крым из состава Украины. Не успеет утихнуть скандал по поводу перевода русских школ на украинский язык обучения, с многочисленными митингами протестующих родителей,. как разгорается новый скандал вокруг Черноморского Флота. Не успеет затихнуть этот скандал, как подоспело отключение россиских каналов. Крым , конечно, каналы не отключил, но людей опять обозлили. Зачем? Опять начались разговоры о референдуме.Зачем постоянно злят и раздражают людей? Хотят довести регион до положеня Южной Осетии? Профессор Щербань отлично понимает, что если будут выполнены все требованя его статьи - это приведет к развалу страны. Зачем ему это нужно?

Много еще чего можно прочитать в этой отдающей мракобесием статье. В заключение хочется посоветовать професору Щербаню прочитать результаты социологического исследования, которое проводилось в течение 15 лет «Українське суспільство в 1992 – 2007 роках.Динаміка соціальних змін».
И тогда он поймет, насколько права русская пословица «Бодливой корове Бог рогов не дал»

Григорий Листовский Харьков