Общественное объединение "За культурно-языковое равноправие"

Харьковщина и Россия: пять столетий вместе

Вспоминая о всемирно-историческом значении Переяславской Рады, в первую очередь имеют ввиду, что этим историческим событием было положено начало восстановлению единства восточнославянской цивилизации, разрушенного во времена нашествия Батыя.

И в то же время в общественном сознании господствует стереотип, что в 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией, при этом в том же общественном сознании Украина понимается как территория Украинской ССР и ее наследницы - нынешней украинской державы. Между тем, если непредвзято взглянуть на вещи, то сразу становится видной несостоятельность такой точки зрения - ведь на Переяславской Раде в состав русского государства вошли лишь земли, контролируемые Богданом Хмельницким. Как-то было забыто, что во время Переяславской Рады Богдану Хмельницкому были подвластны только некоторые части территорий нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей, что составляло 10-12% нынешней территории Украины. Вся остальная ее территория - это плоды побед российского (не русского!) оружия, искусства российской дипломатии и… подарки «старшего брата».

Поэтому, празднуя юбилей Переяславской Рады, на многие столетия определившей судьбы восточной Европы, и отдавая должное ее всемирно-историческому значению, мы не должны забывать, что нахождение ряда территорий нынешней украинской державы в ее составе прямого и непосредственного отношения к Переяславской Раде не имеет, а является лишь ее отдаленным последствием.

Достаточно вспомнить, что Правобережье Днепра оставалось в составе Речи Посполитой вплоть до второй половины XVIII века, когда в царствование Екатерины II было освобождено от польского владычества. То же самое касается Северного Причерноморья (т.н. Новороссия), отвоеванного у турок и татар опять таки в царствование Екатерины II. Вскользь следует упомянуть о заслугах Ленина, при котором была ликвидирована Донецко-Криворожская республика, вследствие чего обширные промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины (ради повышения процента пролетариата в крестьянской Украине). Не следует забывать и о роли Сталина, при котором украинскими стали Галиция, Волынь, Закарпатье, Северная Буковина и Южная Бессарабия. И уж совсем неприличным будет забыть о роли Хрущева, подарившего Крым.

Некоторым особняком в перечне территориальных приобретений Украины стоит Харьковщина - как территория, первой подаренная Украине, и из нынешних украинских земель дольше всех пребывавшая в составе России. На первый взгляд, такое утверждение может показаться неожиданным и даже эпатажным, но если непредвзято взглянуть в лицо исторической правде и открыть малоизвестные страницы истории, то факты позволят убедить в правоте сказанного самых недоверчивых (не путать с зашоренными - этих неспособны убедить никакие факты, даже самые очевидные). В чем же состоят эти факты?

Самый неизвестный из них - тот факт, что территория нынешней Харьковщины юридически стала частью Русского государства еще в самом начале XVI века - в 1503 году

Как же это произошло? Здесь следует вспомнить, что разрозненные русские княжества не смогли противостоять Батыеву нашествию, в ходе его подверглись разгрому и разорению, и впоследствии стали легкой добычей стремительно поднимающегося Литовского княжества. Благодаря овладению обширными пространствами бывшей Киевской Руси (в том числе и Северскими землями, включающими нынешнюю Харьковщину), Литва стала крупнейшим государством Европы того времени. Но, пребывая на довольно низком этапе культурного развития, литовская знать впитала в себя культурные достижения покоренной Руси, так что некоторые историки считают, что на определенном этапе существовало две Руси - Московская и Литовская. Тесные связи Русского государства и Литвы, династические браки, в значительной мере - общность культур, казалось бы, вели к соединению двух государств. Может быть, так и случилось бы, но в процессы вмешался вездесущий Ватикан, которому удалось обратить в католичество литовскую верхушку (в то время как большинство ее подданных - потомков жителей Киевской Руси - были православными).

Согласно Карамзину, на рубеже XV и XVI веков в Литве усилились гонения на православных, сопровождающиеся попытками их перевода в католичество. «Строят латинские божницы в городах русских, отнимают жен от мужей, детей у родителей и силою крестят в Закон римский. И могу ли я видеть равнодушно утесняемое православие?» - писал Великий князь Московский Иван III. Причем католическая экспансия коснулась не только простолюдинов, но и знати, и в ее числе - дочери Ивана III Елены, которая была замужем за Великим князем литовским Александром. Религиозные противоречия стали одной из причин обострения отношений между Русским государством и Литвой. В этих условиях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая и земли нынешней Харьковщины), обратились к Великому князю Ивану III с призывом избавить их и подвластные им города от литовского ига.

Иван III начал войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась в 1503 году. Был отвоеван ряд земель, и среди них - упоминавшиеся выше, в том числе и Северские земли, в состав которых входила и территория нынешней Харьковщины.

Таким образом, в нынешнем году исполнилось 505 лет с момента вхождения наших земель в состав Русского государства.

Это случилось спустя всего лишь десятилетие после открытия Колумбом Америки, за полстолетия до присоединения к Русскому государству Казани и Астрахани, за восемьдесят лет до покорения Сибири и за сто пятьдесят лет до Переяславской Рады!

Принадлежность нашей территории к русскому государству задолго до Переяславской Рады подтверждается и «Книгой Большому Чертежу», и картами Гийома де Боплана - французского офицера, военного инженера и географа, который в 30 - 40-е годы XVII века пребывал на польской службе и оставил интереснейшие материалы о тогдашней Украине.

В «Книге Большому Чертежу», одному из первых географических описаний России, составленному в Московском Разрядном приказе в 1627 г., приведено описание южной территории государства, где указываются харьковские реки: Лопань, Харьков, Уды. О том, что это территория именно Московского государства, свидетельствует её административное подчинение Белгородскому воеводе, Посольскому приказу, несмотря на то, что в 1663 г. в Москве создан Малороссийский приказ, затем Иностранной коллегии, включение в состав Азовской, но не Киевской губернии, а затем создание Слободско-Украинской и Харьковской губернии, население которой находилось на особом положении, отличавшемся по своему юридическому положению от населения других губерний современной территории Украины. Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с документами Реформы 1861 г. об отмене крепостного права, где Харьковская губерния не значится среди Малороссийских губерний.

Гийом Лавассер де Боплан был одним из тех, кто воплощал в жизнь планы польского правительства по постройке системы крепостей на юго-восточных рубежах польского государства. В течение 17 лет он возводил или намечал к возведению крепости и разного рода преграды, предназначенные как для защиты от татарских набегов, так и для удержания в покорности казацкую вольницу. Выискивая удобные для укреплений места, Боплан прекрасно познакомился с топографией, этнографией, бытом и положением Украины и ближайших к ней мест и оставил об этом интересные заметки. Кроме того, по поручению польского короля Владислава IV и коронного гетмана Конецпольского де Боплан занимался подробным составлением карты южной России. Вернувшись на родину, де Боплан еще в 1660 году издал во Франции сочинение об Украине «Description d’Ukraine» и подробные карты Украины и Польши, впоследствии многократно переизданные.

Согласно картам де Боплана, накануне восстания Богдана Хмельницкого граница между Русским государством и Речью Посполитой проходила от Путивля по реке Терен, верховьям Сулы, и далее по реке Ворскле. Территория нынешней Харьковщины однозначно находилась в пределах Русского государства. Это же подтверждено и в трудах украинского историка Дмитрия Багалея. Вот как в своей «Истории Слободской Украины» он описывает создание города Валки (50 км к западу от Харькова): «Дуже старим московським острожком у Слобожанщині були Валки. Колись там був вал та рів, як про це каже «Книга Великого Чертежа». Воєвода Тургенєв у 1636 році писав про Валки: «А ті Валки звісні з старовини». А у 1646 році московський уряд збудував на тому урочищі кріпость Валки, інакше Можський острожок». Там же Д. Багалей указывает, что самым заселенным местом до Хмельниччины на территории нынешней Харьковщины был Чугуевский уезд - с заселенными великороссами селами Каменная Яруга, Покровское, Кочеток, Введенское, Песчаное, Терновое, Пятницкое, Васищево и т.п. Этим поселениям, как свидетельствует Д. Багалей, земля была отведена московским правительством еще в 1647 году.

Наш край пережил две волны заселения – русскую, когда с начала XVI века, после войны с Литвой и присоединения Северских территорий к Русскому государству, на земли будущей Харьковщины направлялись русские служивые люди для охраны рубежей и освоения края, и украинскую, когда спустя 150 лет эта окраина русского государства приняла беженцев с Правобережья Днепра (среди них и предки автора по материнской линии). С разрешения русского царя они селились на этой окраине русского государства, создавая т.н. «слободы» - поселения, жители которых были освобождены от ряда повинностей. Так с середины XVII века возникла Слобожащина – область русского государства, заселенная представителями русского и украинского этносов (хотя в то время они считались представителями одного народа). Это позволило создать уникальный этнический сплав, который иногда называют «слобожанским субэтносом». Лучше всего его охарактеризовал Николай Гоголь в своем знаменитом письме 1844 года: "Какая у меня душа – хохляцкая или русская – сам не знаю. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве… Русский и малороссиянин – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные".

Бурное развитие края, создание Университета, превращение Харькова в крупный торговый и промышленный центр, а впоследствии и в транспортный узел влекло на Харьковщину многих талантливых и предприимчивых людей. Сербы и волохи, немцы и евреи, греки и поляки, армяне и грузины, и конечно же, русские и украинцы внесли свой вклад в развитие не только Харьковщины – их открытия и достижения обогатили мировую науку и культуру. Но что характерно – представители разных народов смогли в полной мере реализовать себя и стать великими именно в лоне русской культуры, что вполне закономерно – только культура мирового уровня создает условия и предоставляет возможности для полного раскрытия творческого потенциала, дарованного человеку природой.

За прошедшие 500 лет трижды (если не считать татарских набегов) предпринимались попытки оторвать наш край от Русского мира, изгнать отсюда русский язык и культуру, и всегда такие действия осуществлялись под иностранным патронатом и ввергали харьковчан в пучину бедствий и лишений. И что отрадно – всегда заканчивались провалом: достаточно вспомнить крах таких попыток, предпринятых кайзером в 1918 году и фюрером в 1941-43 годах. Можно быть уверенными, что и нынешним планам «вашингтонского обкома» не суждено сбыться – весь вопрос только в том, как долго будут продолжаться эти потуги и насколько они затормозят развитие нашего края.

И дело даже не в том противодействии, которое оказывают «дерусификации» (а точнее – подрезанию своих корней) харьковчане. На нашей стороне логика исторического развития, потребность в экономическом выживании, осознание цивилизационной принадлежности и просто родственные связи: около трети харьковчан и свыше 40% белгородцев имеют родственников по другую сторону недавно созданной российско-украинской границы. И тем самым подтверждается, для кого-то, может быть, и неприятная, но объективно существующая реальность: на просторах Слобожанщины (Харьковская, Белгородская и частично Сумская и Воронежская области) живет один народ. Народ, который в равной мере доброжелательно относится и к русской, и к украинской культурам, считая их одинаково родными.

И если государственные деятели Украины действительно проводят политику в интересах того народа, от имени которого выступают, а не заокеанских кукловодов, то и будущее наших государств – Украины и России – им следует видеть не с вершины новой Берлинской стены, а в таком сосуществовании наших стран и обустройстве их границы, эффективность которых показали США и Канада, страны Евросоюза. Чтобы в полной мере воплотить в жизнь заветы Тараса Шевченко: «нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, нерозмежованою останеться навіки од моря і до моря – слав’янська земля». Такой, какой на Слобожанщине она была в течение последних 500 лет.

Владимир Алексеев