Общественное объединение "За культурно-языковое равноправие"

Выдающийся питомец Малороссии - Михаил Васильевич Ломоносов

Исполнилось 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова - великого русского ученого и поэта.

Пушкин о нем скажет: «Ломоносов был великий человек. Между Петром ! и Екатериной !! он один является самобытным сподвижником просвещения». Своей жизнью Ломоносов стремился зажечь от своего огня как можно больше молодых сердец, стать «общей душою» будущих подвигов во славу русской культуры, быть хотя бы искрой в делах направленных на пользу отечества. Им, совместно с Н.Н. Шуваловым, создан Московский университет. Россия в течении многих лет обучалась грамоте по Ломоносовской «Грамматике», знакомилась с лучшими образцами мировой литературы по его «Риторике», при этом как сказал Пушкин, он оставался «вечным памятником русской словесности». А Вяземский назвал поэзию Ломоносова «голосом полтавских пушек»... Имея талант к живописи он создавал мозаичные картины, самая известная «Полтавская битва».


В жизни помора Ломоносова немалую роль сыграли простолюдины малороссы. Это и Феофан Прокопович, церковный и государственный деятель, оратор и поэт выходец из семьи мелкого киевского торговца. Это и Кирилл Григорьевич Разумовский, граф, президент Академии наук России, гетман Малороссии из простых гречкосеев и свинопасов. Да и первым студентом Московского университета стал «безродный малороссийский гречкосей» в последствии светлейший князь Григорий Потемкин, среди запорожских казаков званый Грицьком Нечесой, владелец «Смелянской вотчины» и сеятель Новороссии. Первым «университетом» для Ломоносова в 1734 году стал Киево-Могилянский коллегиум, «брат» Славяно-греко-латинской академии. Коллегиум славился своими философами, риторами, историками, но слабинкой его, было отсутствие знаний по естественным наукам.

Стремясь извлечь как можно больше пользы из своей поездки в Киев, Ломоносов целыми днями просиживал над изучением русских летописей, а курс лекций Ф. Прокоповича, собранных в его «Поэтике» был не только внимательно прочитан Ломоносовым, но и исписан многочисленными пометками на поля. Именно Ф. Прокопович как «синодальный вице-президент» в ту пору, раскрыв выдающиеся способности в простолюдине-поморе, настоял в Сенате, чтобы Ломоносов был включен в число избранных, для отправки с Москвы на обучение в Петербургскую Академию. (Сегодня, некоторые авторы утверждают, что Прокопович знал Ломоносова, как внебрачного сына Петра Великого.) К творчеству сподвижника Петра !, патриоту земли Русской, Феофану Прокоповичу, Ломоносов будет обращаться всю свою жизнь. Поддержав идею К.Г. Разумовского, о создании Батуринского университета, и написав для него устав Малороссийского гетманского университета; обсуждая годовую смету за чаями с Государыней, («сестрой» Елизаветой?) Ломоносов предлагал присвоить имя Феофана Прокоповича будущему университету в Батурине. Жаль, что после смерти дочери Петра, ее приемнику: великому гольштинскому «чертушке» было не до университетов, а у малороссийской старшины и шляхты жадность была сильнее стремления к наукам.
Воцарение «искры Петра Великого» Елизаветы Петровны самым непосредственным образом отобразилось на личной и на творческой биографии Ломоносова.

Михайло Васильевич считал, что с приходом Елизаветы Петровны к власти, будто после лютой зимы повеяло весной. Взойдя на престол, Елизавета приблизила к себе русских, она была веселого и открытого нрава, любила русские обычаи, сочиняла стихи в духе народных песен, истово соблюдала православные обычаи. Именно при Елизавете президентом Академии стал К.Г. Разумовский, (1746г.) на долгие годы «начальник» М. Ломоносова. В 1750 году он был назначен и гетманом Малороссии, отчего Михайло Васильевич часто распоряжения президента Академии называл «цедульками», но посвятил этому событию поэтическую идиллию «Полидор». Именно при Разумовском, через двадцать лет после создания Академии два «природных россиянина» один из них М.В. Ломоносов наконец-то получили «место среди профессоров». Да и в деле с учреждением Химической лаборатории бивший пастух Кирилла Розум, питавший к Ломоносову «невольное почтение» сильно помог ему. А 9 сентября 1758 года К.Г. Разумовский подписал указ о печатании М. Ломоносова «Древней Российской истории» в Академической типографии «для пользы публики без всякого укоснения». Для «нацсвидомитов» сразу сообщу, что слова украинец в «Российской истории» от «княжения Рюрика до Ярослава Первого», подписанной «в свет» гетманом Малороссии - нет. Другими словами, ни Владимир Мономах, ни Ярослав Мудрый, ни Владимир Святой, ни Святослав Игоревич, ни Княгиня Ольга украинцами не были. Согласно «Истории Ломоносова» все они были русскими князьями Руси. 250 лет тому назад в 1761 году, положив в основу «Летописи» изученные им в Киеве Ломоносов написал демографический трактат «О сохранении и умножении российского народа». Много сил, душевной энергии и здоровья, столь необходимых России, отдал Ломоносов борьбе с сановитыми инородными бездарями! «За то терплю, - писал незадолго до кончины, - что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство... Знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».
http://varjag-2007.livejournal.com/